Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Новейшее время и современный период человечество переживает глубокие социальные трансформации, что обусловлено изменениями образа жизни и хозяйственной деятельности большинства людей. Одной из сторон социальной жизни людей, подвергающейся активной трансформации, стала религиозная. В настоящее время в большинстве стран мира происходит (или уже произошел) отрыв повседневной жизни людей от господствующих религиозных установок, уход религии из политики и экономики (секуляризация общества), а также пересмотр ряда религиозных норм господствующими религиями и проникновение в общества нетрадиционных для них верований и создание новых религиозных и квазирелигиозных учений. В европейских странах одной из форм последнего с конца XIX столетия выступает неоязычество. Под ним понимается совокупность квазирелигиозных вероучений, созданных в последние десятилетия, в основе которых лежат мифологические и религиозные воззрения народов дохристианской Европы в их современной интерпретации. В той или иной мере неоязычество характерно для всех современных европейских государств, однако, его распространение и влияние на культуру в них различны. Поэтому, рассматривая социальную сферу современного секуляризованного мира и неоязычество в качестве ее культурного атрибута, требуется вводить определенные поправки на влияние этого феномена на социум конкретных государств. Соответственно, актуальным представляется рассмотрение неоязычества, как религиозного и культурного феномена на национальном уровне.
Целью настоящей работы является рассмотрение неоязычества в современном европейском государстве на примере Германии.
В задачи работы входит:
• Рассмотрение неоязычества, как социального и религиозного феномена современной Европы;
• Рассмотрение Германии конца XIX – начала XXI столетия, как социальной среды развития неоязычества;
• Анализ неоязыческих культов, существовавших и развивавшихся в стране в этот период;
• Анализ взаимодействия и взаимовлияния социальной среды германского общества и неоязыческих культов.
Методом исследования выступает анализ литературных источников.
Неоязычество, как социальный и религиозный феномен современной Европы
Современная Европа – часть света, в которой под влиянием радикальных научно-технических, социальных, политических и экономических изменений последних столетий культурно-религиозная жизнь подверглась весьма глубокой трансформации. Она (трансформация) заключалась в отходе от христианства в различных его вариантах, как основополагающей культурно-религиозной (и, шире, - цивилизационной) основы устройства общества, замене религиозно ориентированных государств на светские с законодательно закрепленными свободой совести и отделением церкви от государства, проникновением нетрадиционных религиозных учений на территорию европейских государств и формированием здесь же новых религий. Последнее шло несколькими путями, в числе которых важное значение приобрел процесс конструирования новых религиозных учений на основе сведений о верованиях и религиозных представлениях населения Европы до принятия христианства. Эти культы преподносились и преподносятся публике, как возрожденные старые верования европейских народов, хотя на самом деле таковыми не являются. Невозможность возрождения дохристианских культов Европы обусловлена:
• Отсутствием традиции. Традиции дохристианских культов были прерваны массовым принятием христианства европейскими народами в первом – начале второго тысячелетия новой эры. Разрыв традиции связан с исчезновением ее носителей, как жрецов, так и, собственно, паствы, для которой поддержание традиционных верований перестало быть актуальным. Перерыв в традиции привел к разрушению соответствующих религиозных культов, как систем, прежде всего, систем общественных взаимоотношений;
• Отрывочностью, бессистемностью сведений о религиях дохристианской Европы. Религиозная система может рассматриваться в качестве потенциально возрождаемой только в том случае, когда сохранены (хотя бы в условиях двоеверия) относительно полные сведения о ее религиозно-философской, мировоззренческой и обрядовой структуре, понятны структура и взаимоотношения в пантеоне, цели и характер бытия человека и общества и силы, влияющие на них, понятен общественный идеал, известны списки пороков и добродетелей, пути избавления от первых и достижения вторых и пр. Для дохристианских европейских культов в условиях перерыва традиции большая часть этих сведений была утрачена, имеющиеся отрывочные данные искажены и перемешаны в пространстве и во времени. Часто назначение и функции того или иного члена языческого пантеона, особенности проведения и смысл определенного обряда, временная и культовая принадлежность тех и других непонятны не только широкому кругу обывателей, но и специалистам.
• Изменением социальных условий существования культа. Любой религиозный культ существует в определенной социальной среде, развиваясь и видоизменяясь вместе с ней. При разрыве традиции прекращается и такая совместная эволюция культа и общества, т.е. культ фактически начинает отставать от социального и интеллектуального развития общества. Поэтому, например, академик Н.И. Толстой полагает, что подлинный возврат к язычеству, в какие бы формы он не облекался, просто невозможен, поскольку это было бы не только общим регрессом общества в целом, но и регрессом интеллекта . Более того, ряд элементов культа, бывших в нем обязательными (например, человеческие жертвоприношения, полигамия, употребление наркотических веществ и нетрадиционные сексуальные отношения обрядового характера и пр.), просто не могут быть возрождены в современных условиях, не вызвав прямых конфликтов с законом и общественной моралью.
Таким образом, якобы возрожденные дохристианские культы являются, по сути дела, выдуманными, в лучшем случае скомпилированными из адаптированных к современным условиям дошедших до нас фрагментов квазирелигиозными учениями, получившими в современном религиоведении общее название неоязычества или неопаганизма. Для них, при всей их разнородности, характерен ряд общих черт:
• Адаптированная под условия и требования современности мировоззренческая составляющая и редуцированная и, в заметной мере переработанная под современные условия обрядовая часть;
• Синкретический или эклектический характер вероучения, сочетание в нем элементов культов разных стран и эпох, в том числе и включение в него в переработанной форме элементов христианского вероучения, использование в религиозных целях символов и объектов, не имеющих прямого (зачастую – вообще никакого) отношения к изначально заявленному культу;
• В отличие от подлинного язычества, имевшего весьма четкую привязку к определенной социальной группе (роду, племени, профессиональному сообществу и т.п.) и местности (территории проживания и/или профессиональной деятельности социальной группы, значимому географическому объекту и т.п.),большинство неоязыческих культов претендует на универсальность, как минимум, в национальном или крупнорегиональном (общеевропейском) масштабе. Отсюда проистекает их экстерриториальность и легкая импортируемость, что, отчасти, формально роднит эти культы с мировыми религиями;
• Антихристианский характер основной совокупности неоязыческих культов, что исторически неверно, поскольку именно христианство носило антиязыческий характер. Языческие культы, привязанные к конкретной местности и социальной группе, изначально рассматривали христианское вероучение как чуждое, но находящееся в одном ряду с другими чуждыми вероучениями (религиозными культами других местностей), т.е. язычество фактически не выделяло христианства в качестве чего-то особенного, чему необходимо противостоять иначе по сравнению с другими культами. Неоязыческие культы в большинстве своем рассматривают христианство в качестве некоего универсального зла (как минимум, чуждой религиозной идеологии), само существование которого привело к искажениям естественного хода вещей в развитии европейского общества;
• Столкновение неоязычества с современным европейским обществом, в основе морали которого во многом лежат еще христианские принципы, вызывает открытое или скрытое неприятие последнего по отношению к неоязычникам. Это является для многих последователей неоязыческих культов важным фактором, стимулирующим сокрытие своих религиозных убеждений, что способствует развитию многих неоязыческих культов в форме тайных или отчасти засекреченных организаций. На неприятие общества здесь достаточно удачно накладывается и сама мифология культа, который, обычно, представляется адептом в форме сохраненного в тайне и пронесенного через века христианства небольшой группой посвященных оккультного знания предков;
• Один из главных парадоксов неоязычества заключается в том, что данное явление распространяется отнюдь не по классическому канону любой религии (начальный этап, впоследствии сакрализируемый; создание «символа веры» и основных теоретических выкладок; популяризация таковых в массах; распространение и, наконец, формирование церкви со всеми атрибутами). Наоборот, можно говорить о том, как массовая популярность идей мифологического характера обусловила потребность в создании некоего подобия религиозного сознания и культа ;
• Короткий срок существования культов (у наиболее старых – три-четыре поколения последователей), не позволивший им сформировать более-менее устойчивой религиозной традиции, следствием чего становятся различные, порой – диаметрально противоположные толкования одного и того же положения в вероучении, образа пантеона, частая смена обрядовой части, излишний мистицизм, сложная закрытая иерархия адептов и уровней их посвящения. Это, в свою очередь, делает подобные квазирелигиозные образования крайне